Официальный сайт. Храм святого праведного воина Феодора Ушакова. пгт. Новофёдоровка

Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП

Проповеди. Воскресные дни. Неделя 28. Нас всех приглашает Бог

 

Нас всех приглашает Бог.

(Евангелие от Луки, 76 зачало, глава XIV, стихи 16-24)

 

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

Сегодня за литургией мы слышали евангельское чтение, в котором Господь наш Иисус Христос изображает Царствие Божье в виде пира, ужина. Почему Господь использовал именно такой образ? Это объясняет предыдущий евангельский стих, который сегодня не читался. Некий человек, возлежавший с Господом за обедом, сказал Ему: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божьим» (ст. 15). Очевидно, что сказавший эти слова, не понимал, что такое Царствие Божье. Как и многие другие израильтяне того времени, под Царствием Божьим он имел в виду царство Божьей правды на земле, торжество божественного закона. Иудеи думали, что некогда возникнет государство, царствовать в котором будет Мессия – посланник Божий, и тогда исполнится все, что было обещано евреям через Моисея. Это обетование было выражено в образной форме, но евреи понимали его буквально, приземленно.

На протяжении всех этих тысячелетий Промысел Божий подготавливал пришествие в мир Христа. В притче Он изображен под видом раба, который зовет многих людей прийти на этот пир: «“Идите, ибо уже все готово”. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: “Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня”. Другой сказал: “Я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня”. Третий сказал: “Я женился и потому не могу придти”» (ст. 17–20). Представьте себе обычную человеческую ситуацию: долгое время человек готовился, например, к дню своего рождения. Некоторые люди очень любят этот праздник, приглашают в этот день своих друзей и родственников. Иногда заранее, за месяц или за два, закупают продукты, размышляют о том, как и какие приготовить блюда, напитки для того, чтобы угодить своим близким и друзьям, доставить им удовольствие по случаю дорогого почти для всякого человека события – собственного дня рождения. И вот, когда он приглашает своих любимых, дорогих друзей и родственников, они вдруг, как сговорившись, начинают отказываться: «Понимаешь, у меня такая причина и такая, не могу прийти». А ведь они заранее знали, что наступит этот день. Они могли бы устроить свои дела так, чтобы найти возможность прийти на обед, который человек устраивает скорее из любви к ним, чем к себе. Как будет оскорбителен для человека такой отказ! Как бы мы сами обиделись на этих людей! Тем паче, что такое поведение неожиданно со стороны тех, кто нам дорог.

Поэтому Господь и приводит такой образ, – чтобы показать людям, которых обижает такое поведение их друзей и близких, как они сами оскорбляют Бога своим отказом. Ибо Бог на протяжении тысячелетий самыми разнообразными способами призывает на Свой пир все человечество: через праотцев, пророков, праведников, апостолов, святителей. Он призывает и нас – через Священное Писание, голос совести, восхищение красотой природы, размышление над творением, приводящее нас к мысли о нашем Творце. Однако мы оскорбляем Бога, отказываясь прийти на Его пир, мы безразличны к Его предложению и свои земные, никчемные дела предпочитаем Божественной истине.

«Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (ст. 24). Итак, оказывается, что те люди, которые были предназначены ко спасению, к общению с Богом, Им отвергнуты потому, что сами они не захотели прийти. Господь не отлагает пира. Не нужно думать, что если мы не придем на зов Господа сразу, то Он подождет еще, и что мы можем прийти завтра, или послезавтра, или через несколько лет, или когда окончим какие-то земные (на самом деле не нужные!) дела. Господь ждать не будет, Он призовет вместо нас других: убогих, грешных, опустившихся, но внимающих голосу Божьему. Эти люди с радостью придут и займут наше место, а мы – званые – окажемся хуже тех, кто как будто бы был забыт Богом. Поэтому будем торопиться, чтобы не оказаться подобными, например, древним иудеям, которые, будучи верующими, не отозвались, не откликнулись на голос Божий, презрели его и остались вне Царствия.

Притча сравнивает Господа с богатым человеком, а обеспеченные люди обычно живут в самых почетных, центральных кварталах города, бедняки же – на окраинах, в переулках, заброшенных местах. Мы далеки от Бога и находимся как бы на закоулках духовной жизни. Но если отзовемся, то, несмотря на свою хромоту, увечность и слепоту, преодолеем все препятствия, которые отделяют нас от Бога. Найдутся рабы Божьи, посланные Господом, которые приведут нас к Нему. И тогда мы окажемся среди избранных, среди тех людей, которые наполняют дом этого богатого Человека – Святую Православную Церковь. Аминь.