Официальный сайт. Храм святого праведного воина Феодора Ушакова. пгт. Новофёдоровка

Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП

Неделя 29-я по Пятидесятнице 2015 год. Об исцелении десяти прокаженных

 

«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.»

(Евангелие от Луки, 85 зач., глава XVII, стихи 12-19)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

С Праздником вас, дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангелии от Луки вашему вниманию предлагается повествование об исцелении десяти прокаженных мужей. Да, действительно, был такой уникальный случай, когда от неизлечимой болезни, от очень страшной болезни - проказы, исцелилось сразу десять человек одновременно. Они еще издали увидели Господа Иисуса Христа и попросили у Него помощи. Он сказал им: идите и покажитесь священнику. Потому что священники должны были сделать заключение о том, что человек выздоровел от проказы (что было крайне редко), и только после этого человек мог войти в общество людей и жить нормальной человеческой жизнью. Поэтому Господь, чтобы не нарушить закон, направил этих людей к священникам. По дороге, когда еще шли, они исцелились, и только один из них возвратился обратно, пал ниц в ноги Спасителя и поблагодарил Его за исцеление. Господь спросил: не десять ли очистились, где же девять остальные, почему не возвратились отблагодарить кроме этого иноплеменника - самарянина? И сказал ему: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Казалось бы, на первый взгляд невозможно не отблагодарить за исцеление Того, Кто это сделал - Врача душ и телес человеческих. Нам кажется, что это фантастика: как можно было получить исцеление от безнадежной болезни и не поблагодарить. Но если посмотреть на историю рода человеческого, на историю каждого человека в отдельности, то мы увидим немало примеров, когда люди вместо благодарности Богу отвечали неблагодарностью. Давайте, рассмотрим пример грехопадения. Если бы Адам и Ева были благодарны Богу, то никогда бы не противились Его воле, никогда бы не совершили богоотступничество, никогда бы не послушали диавола, а слушали бы своего Творца. Однако, показав неблагодарность они впали в грех, были изгнаны из Рая. Мы с вами, потомки этих людей, также в разной степени живем неблагодарно по отношению к Богу.

Если посмотреть на ветхозаветную историю, конечно, сразу бросается в глаза неблагодарность израильского народа, который был выведен из Египта - из плена и через некоторое время возроптал: вместо свободы захотел снова есть мясо. Причем, помнил этот народ только еду, только то, что у них было мясо, что они сидели у котлов и жарили мясо, а то, что они под плетью египетской строили пирамиды, были в рабстве, они этого уже не помнили. Вместо благодарности Богу они многократно отрекались и сожалели о том, что вышли из Египта. Если бы не предстательство Моисея и некоторых других праведников, то неизвестно, чем бы для них закончился этот исход из египетского рабства.

Когда в мир пришел Спаситель, мы видим, как люди отвечали Ему вместо благодарности. Девять прокаженных, например, просто ответили молчанием, а позже люди несправедливо, беззаконно поступили со Спасителем мира - распяли Его на кресте, предали Его самой страшной, позорной смерти.

Каждый человек должен задуматься над тем, какой ценой было даровано ему спасение. Неслучайно Крест Господень таких размеров - как правило, выше и больше всех остальных икон в храме. Потому что центром всей евангельской истории - апогеем, является именно жертвоприношение: Господь принес Себя в жертву на кресте. Люди должны ценить и понимать, какой ценой была дарована нам наша свобода - свобода от рабства греха, от работы диаволу и от вечной смерти. Если бы каждый задумался: именно ради меня, в том числе, Господь совершил столько всего, что написано в Священном Писании и даже отдал жизнь Свою ради меня, причем отдал ее в страданиях - чем я должен ответить на это? Неужели, просто придти один раз в год на Пасху и посвятить покрашенные яйца?! Какой смысл тогда был бы жертвы Христовой? Конечно, человек должен не только помнить об этом, но и что-то отдать Господу, чем-то отблагодарить.

Когда я беседую с людьми перед Крещением, то всегда стараюсь направить их ум в эту сторону. Представьте себе - говорю я им часто: кто-то из людей спас жизнь тебе или твоему ребенку. Предположим, тонул твой сын или дочь и нашелся кто-то, кто спас твоего ребенка. Ты будешь только раз в год благодарить и вспоминать о нем? Или два раза в год: на Рождество и на Пасху? Или ты будешь всю жизнь ему благодарен, будешь помнить о нем до тех пор, пока будешь жить и постараешься отблагодарить его так, чтобы он почувствовал твою благодарность. Наверно все, что у тебя есть, ты отдал бы этому человеку? Конечно, все соглашаются: «Да!».

Как же быть с Ним - с Распятым на Кресте Спасителем? Почему у нас отношение совершенно иное к Нему? Ведь Он спас человека не столько от временной смерти, но и от вечной смерти. Тем более, нам подобает возносить Ему наибольшую благодарность: надо благодарить Бога каждую минуту, каждое мгновение своей жизни и помнить о том, ЧТО произошло когда-то на Голгофе.

Эта история, когда десять человек исцелились и всего один возвратился поблагодарить, ярко отражает сегодняшнюю картину, да и вообще, картину всей истории человечества. Люди по своей натуре не благодарны. Они не только не благодарны Господу. Когда человек научается благодарить? C самых ранних лет. Необходимо воспитывать детей с самого раннего возраста быть благодарными, объяснять им, рассказывать, напоминать и, конечно, молиться за них и быть для них примером. Тогда дети будут более благодарными, чем сейчас.

Сколько у нас крещенных православных людей, а сколько из них благодарят за все Господа? Как мы можем выразить нашу благодарность? Понятно - что в уме и в сердце, но надо нашу благодарность выражать как-то и внешне. Это, конечно: воздержание в постные дни, молитва и, безусловно, это приход в храм на службы. Только что в молитве были слова: «освяти, Господи, любящих благолепие дома Твоего» - то есть, освяти всех тех, кто приходит в храм и любит Твой дом, благолепие дома Твоего. Что такое храм? Дом Божий. Понятно, что Бог везде, не только в храме, но храм - это икона, образ будущего Царствия Небесного.

Если человек не ходит и не хочет входить в это Царствие Небесное здесь на земле, если у него нет желания, то откуда это желание появится, когда он окажется в Вечности? Здесь нужно готовить себя к Вечной жизни. Приход в храм, участие в таинствах церковных, конечно, это признак благодарности к Богу за все Его благодеяния.

Таинство Евхаристии - таинство Причастия, которое совершается за каждой Литургией в переводе с греческого означает таинство Благодарения. Мы, находясь на Литургии, участвуем в таинстве Евхаристии, в таинстве Благодарения Господа нашего Иисуса Христа. Это соучастие в таинстве и есть самое яркое выражение нашей любви к Богу.

Давайте, будем всегда стараться быть благодарными Богу, выражая эту благодарность в тех поступках, тех действиях, которые подобают православным христианам.

С праздником вас! Пусть Господь благословит нас и научит быть благодарными Богу и людям! Аминь.

 

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.