15 / 28 февраля 2016 г. Неделя о блудном сыне
«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Евангелие от Луки, 79 зач., глава XV, стихи 11-32)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С Праздником вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшняя Неделя называется Неделей о блудном сыне и нам в назидание предлагается Евангельская притча о блудном сыне. У одного отца было два сына. Младший сын попросил у отца часть его имения - свою часть наследства и через некоторое время удалился и расточил все, живя блудно. Давайте разберем эту притчу по частям. Безусловно, отец предполагал, что может случиться, если дать сыну то, что просит. Нередко, когда к молодым людям легко попадают большие деньги, а у отца было большое имение - он был очень богатый человек, последствия могут быть катастрофические. Зная это, отец дает сыну часть положенного наследства. Почему? Потому, что под отцом в этой притче подразумевается Сам Господь наш Иисус Христос. Господь устроил так, что мы сами определяем, какой сделать выбор: в пользу добра или зла. Недавно, один молодой человек спросил у меня: «Почему Господь допускает таких монахов или монахинь, которые не соответствуют этому высокому званию?». Он лично столкнулся с монахиней, которая сделала ему очень плохо. В свою очередь, я спросил его: «Ты хочешь, чтобы Господь Бог всех нас сразу же наказывал за наши грехи? Посмотри сначала на себя – все ли ты делаешь так, как подобает настоящему христианину. Если хочешь, чтобы Господь сразу нас наказывал и останавливал, не давая сделать зло, то тогда бы ты не прожил ни одного дня. Наверно, это всем понятно: мы не ограничены в нашей свободе – человек сам определяет свой путь: к Богу или к врагу рода человеческого. Отец из сегодняшней притчи отпускает своего сына в далекую страну. У сына много денег, он в почете – конечно, у него много «друзей и подруг», радостная беспечная жизнь. Но у денег есть свойство – заканчиваться. Довольно быстро средства его существования закончились, он стал нуждаться, голодать и нанялся пасти свиней. Когда он выгуливал и кормил свиней, хотел бы насытиться кормом для свиней, но ему не дали. Так блудный сын пришел в себя, вспомнил, что у него есть отец - человек высокого рода и так сказал сам себе: сколько у отца моего наемников, а я тут голодаю - пойду к отцу, повинюсь и попрошу его взять меня, как раба. В этой притче очень важен переход из низкого и мерзкого состояния погибели, хуже животного, в иное покаянное и возвышенное состояние. Каким образом совершается этот переход? В первую очередь, это приход человека в себя: когда понимает свое духовное состояние, когда приходит мысль: что же я делаю, пора возвращаться – и человек возвращается в реальность. Действительно, у верующего человека в жизни есть день, когда он приходит в себя и начинает понимать, что жить так, как он живет нельзя. Это является отправной точкой на пути к Богу. Осознание, что я греховный человек, моя жизнь ни к чему не приведет, кроме как - к смерти, к нравственному разложению и многочисленным проблемам, вследствие моей греховной жизни - это первый шаг к Богу. Давайте, обратим внимание на покаянные слова блудного сына, которым нет цены. Слова, слыша которые любой отец сжалится и простит своему сыну все на свете: отец, я недостоин называться твоим сыном, прими меня, как одного из твоих рабов. Это были не слова оправдания, а истинное чистосердечное раскаяние. Человек понял, что не может быть сыном своего отца, потому что находится в падшем состоянии. Когда он еще только приближался, отец выбежал ему навстречу. Отец не ждет, когда же сын раскается, сидя с гордо поднятой головой, упрекая «видишь, я же тебе говорил, что так и случится», но страдает вместе со своим сыном – бежит ему навстречу, обнимает и целует, услышав же слова раскаяния, распоряжается торжествовать и радостно отмечать это событие. Отец дает раскаявшемуся блудному сыну богатые одежды и перстень на руку – символ богатства и власти, символ высокого достоинства. В одно мгновение блудный сын превращается в достойного человека, каким он был раньше до своего ухода из отцовского дома. Отец, то есть - Господь Бог, не ставит никаких условий, не дает время для покаяния, а моментально прощает блудного сына. Это говорит о том, насколько Бог любит нас - своих заблудших детей. Если бы это был не родной сын - не крещенный в Православной вере человек, возможно, Отец поступил не так. Но это - родной сын, который погибал и ожил, который был потерян и нашелся! У отца был еще старший сын, который возвращаясь с поля с работы, услышав песни и радостные звуки в доме отца и спросил - что там за веселье? Ему ответили, что его младший брат вернулся! Какова же была реакция старшего брата на эту радостную новость? Он не понял, почему отец так быстро простил и забыл все грехи его младшего брата. В обиде он даже не хотел заходить в дом своего отца. Но и своему горделивому старшему сыну навстречу выходит отец и беседует с ним, уговаривая его так: сынок все, что у меня есть – твое, надо тебе возрадоваться о том, что брат твой был пропащим и вернулся. Как часто мы с вами, дорогие, напоминаем этого старшего сына. Конечно, притча о блудном сыне обращена в первую очередь к тем, кто находится «за церковной оградой». К людям, которые еще не вернулись в свое Отечество - в Дом Отца - Православную Церковь, и до сих пор живут в «далекой стране со свиньями и питаются пищей, которой питался евангельский блудный сын». Часто мы не можем искренне посочувствовать этим несчастным людям. Понять, что Господь одинаково любит нас всех: блудных детей и праведных, старших и младших. Все мы – Его дети. Просто все мы находимся в разном духовном состоянии и отдалении от Бога: кто-то, как верный сын, находится постоянно рядом с Отцом, а кто-то удаляется. К сожалению, в старшем брате мы узнаем себя, потому что нет у нас должного сочувствия и радости ко всем окружающим нас людям. Об этой притче можно рассказывать долго и не случайно она предлагается нам за две недели до начала Великого поста, чтобы: если мы находимся в состоянии старшего сына – растопили свое сердце Любовью, ведь, Бог есть Любовь, а если мы находимся в состоянии блудного сына – пришли, наконец, в себя и направили взор в сторону Отчего Дома - Царствия Небесного. В любом случае, мы с вами должны понимать, насколько милостив, благ и человеколюбив Господь, Который ждет покаяния каждого человека и Который двум абсолютно разным братьям является одним любящим Отцом. Воздадим хвалу и славу нашему Отцу Небесному и попросим у Него такой же милости, как блудному сыну и такого же терпения, как сыну старшему! С Праздником, с Воскресным днем! Спаси всех вас, Господь! Всем - Ангела Хранителя! Аминь.
Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.
|