Официальный сайт. Храм святого праведного воина Феодора Ушакова. пгт. Новофёдоровка

Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП

Святыни. Окрестности Бахчисарая

 

 

 

Спасо-Преображенский скит. Святой источник св. Феодора Студита

 

Спасо-Преображенский скит. Святой источник св. Феодора Студита Спасо-Преображенский скит. Святой источник св. Феодора Студита
Спасо-Преображенский скит. Святой источник св. Феодора Студита Спасо-Преображенский скит. Святой источник св. Феодора Студита

 

Скит находится в необычайно красивом месте на склоне лесистых гор Бахчисарайского района. На его территории из-под земли вытекает источник святого Феодора. Именно эти земли в 1868 году по указанию императора Александра II были выделены Инкерманскому Свято-Климентовскому монастырю. Стараниями монахов здесь, на лесной даче был построен храм святого Феодора. Он просуществовал до 1925 года.

Летом 1996 года трудами архимандрита Августина началось возрождение скита: освятили храм во имя святого преподобного Кассиана, Угличского Чудотворца.

В настоящее время неустанными трудами братии ведётся строительство Спасо–Преображенского собора.

 

Качи-Кальон. Скит св. Анастасии (у с. Предущельное)

 

Качи-Кальон. Скит св. Анастасии (у с. Предущельное) Качи-Кальон. Скит св. Анастасии (у с. Предущельное)
Качи-Кальон. Скит св. Анастасии (у с. Предущельное) Качи-Кальон. Скит св. Анастасии (у с. Предущельное)

 

Действующий скит святой Анастасии Узорешительницы

 

Действующий скит святой Анастасии Узорешительницы Действующий скит святой Анастасии Узорешительницы
Действующий скит святой Анастасии Узорешительницы Действующий скит святой Анастасии Узорешительницы
Действующий скит святой Анастасии Узорешительницы Действующий скит святой Анастасии Узорешительницы

 

Достоверных данных о происхождении названия Качи-Кальон пока нет. Популярна версия истолкования его как “крестовый корабль” - на скале можно увидеть подобие грандиозного нерукотворного креста, образованного скальными трещинами.

Как и другие византийские укрепления, цитадель возникла в VI в. Скальные вырубки городища расположены в пяти естественных гротах и вокруг них. В нескольких гротах просматриваются остатки церквей. На стенах некоторых хорошо сохранились следы надписей на греческом языке и изображения крестов, скамья для священнослужителей (синтрон), следы могил и усыпальниц.

На одном из рухнувших обломков скалы вырублена большая неглубокая ниша с рельефным “процветшим” крестом в виде виноградной лозы - возможно, апсида небольшой часовенки.

В цитадели находится источник св. Анастасии Узорешительницы - просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливалась в круглую купель. Над источником видны ниши, в которых были установлены иконы, и высеченный крест. Немного ниже, под источником, из расселины растёт огромная древняя черешня.

Главная святыня городища - скальная церковь св. Софии. В огромном обломке скалы высечено помещение овальной формы, в полу апсиды - углубление для престола, в стенах - ниши для икон. Внутри церкви - остатки древних могил.

Монастырь был основан в византийскую эпоху, скорее всего иконопочитателями в VIII-IX веках. В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы были приписаны к Бахчисарайскому Успенскому монастырю, в 1921 г. эти храмы закрыли.

 

Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь

Средневековая крепость Сюрень

 

Средневековая крепость Сюрень Средневековая крепость Сюрень
Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь
Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь
Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь
Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь Челтер-Коба – действующий средневековый пещерный монастырь

 

В долине реки Бельбек стоит Сюйреньская крепость. От неё сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведённые примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых остались лишь фрагменты.

Справа от укрепления в средневековье возник небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, рядом проходила северная граница княжества Феодоро, которую и защищала Сюйреньская крепость. За её толстыми стенами в случае опасности могли укрыться жители окресных деревень и монахи.

Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.

В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» - «пещера»).

В настоящее время монастырь действующий, здесь подвизаются три монаха.
 

Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак)

 

Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак) Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак)
Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак) Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак)
Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак) Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак)
Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак) Эски-Кермен (в 6 км к югу от с. Красный Мак)

 

Начало Эски-Кермена («старая крепость»), как и других “пещерных городов”, связано со строительством византийцами фортификационной системы, конец же существования крепости не имеет точной даты.

В трех-четырехъярусных пещерах городища имеются каменные ясли, столбы с каменными ушками для привязи, цистерны для воды. В других пещерах, поменьше - каменные ложа, ниши, следы очагов и дымовые отверстия.

В начале подъема к главным южным воротам, справа от тропинки, лежит огромная округлая каменная глыба. Обогнув её, можно войти в храм, условно называемый храмом Трех Всадников. Справа от глыбы располагается большой комплекс смежных пещер - храм Судилище. От него тропинка ведёт к церкви Успения Богоматери.

Храм Трёх Всадников высечен в обрушившемся утесе, в нем сохранились остатки фрески с изображением трёх воинов с нимбами над головой. Средний поражает копьём змея, двое других держат копья. У первого воина на крупе коня сидит ребёнок, ухватившийся за луку седла. По карнизу под всадниками - греческая надпись: “Иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов”; фреска сильно повреждена современными варварами. В храме Судилище вдоль северной стены вырублена скамья, в восточной части храма видны остатки квадратной крещальни, вода в которую стекала по вырубленным в камне желобкам.

Церковь Успения Богоматери гораздо меньше остальных. В ней сооружён небольшой алтарь, стены расписаны фресками. На простенках изображена сцена Благовещения. В нише жертвенника - поясное изображение Богоматери, рядом в рост - фигура воина с копьём и щитом, рядом - фигура святого. На потолке две большие композиции - Крещение и Рождество Христово.

На противоположной Эски-Кермену скале высятся изящная башня и ворота - остатки замка Кыз-Куле (Девичья). Построенный не ранее X-XI вв. Кыз-Куле - характерный средневековый феодальный замок-крепость. Проведённые в 1933 г. раскопки обнаружили в нем остатки часовни XI-XII вв. и древние гробницы. Археологи установили, что крепость Кыз-Куле в XIV в. погибла от пожара.
 

Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка)

 

Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка) Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка)
Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка) Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка)
Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка) Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка)
Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка) Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка)
Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка) Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка)
Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка) Чилтер-Мармара (в 1,5 км на северо-запад от с. Терновка)

 

В обрыве скалы Чилтеркая находится еще один пещерный монастырь – Чилтер-Мармара. «Чилтер» (Челтер) переводится с тюркского как «решетка». Деревянные лестнички и галереи, соединявшие в древности пещерные помещения, напоминали ажурную решетку, отсюда, по одной из версий, происходит название монастыря. Мармара – это средневековая деревушка, находившаяся у подножия горы.

Эта пещерная обитель неоднократно исследовалась именитыми учеными, но споры о дате ее возникновения ведутся по сей день. Одни исследователи считают, что он возник в VIII-IX вв., другие – что монастырь функционировал с XII-XIII вв. до конца XV в.

В монастыре более 50 сохранившихся и 30 сильно разрушенных помещений. В обители было три храма. До наших дней сохранились вырубленные в скале гробницы, зерновые ямы и виноградодавильни-тарапаны – следы монашеской жизни.
Сейчас в древнем монастыре проводятся богослужения.
 

Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка)

 

Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка) Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка)
Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка) Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка)
Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка) Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка)
Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка) Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка)
Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка) Шулдан (в 1,5 км на север от с. Терновка)

 

По соседству с монастырем Чилтер-Мармара находится пещерная обитель Шулдан («отдающий эхо»). Он меньше, чем Чилтер, пещеры расположены в два яруса, в нем около 20 помещений и два храма. В одном из них в алтарной апсиде есть горнее место – седалище для епископа. Возможно, это была одна из резиденций Готского митрополита. Древние фрески XII-XIII вв., к сожалению, утрачены. Для Шулдана, как и для монастыря Чилтер-Мармара, исследователи предлагают две даты их основания: VIII-IX вв. и Х-XII вв. Действующими оба монастыря оставались, вероятно, до конца XV - начала XVI вв. Монастырские помещения долгое время использовались жителями окрестных деревень для содержания скота.

На плато горы Шулдан возведена башня-часовня, отсюда открывается замечательный по красоте вид, прекрасно видна средневековая крепость Чембало в Балаклаве.

В настоящее время здесь возрождается монашеская жизнь.
 

Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка)

 

Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка) Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка)
Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка) Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка)
Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка) Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка)
Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка) Мангуп-Кале (на плато горы Мангуп, в 4 км от с. Терновка)

 

К середине XIV в. объединительным центром для греческого христианского населения становится крепость Мангуп, известная с этого времени преимущественно под именем Феодоро. Так же называлось и княжество, столицей которого стал Мангуп-Феодоро. Мангупская крепость представляла собой великолепное творение природы и человеческого мастерства. Сооружение ее началось еще в середине VI в. Создатели максимально учли все преимущества будущей твердыни: изолированность известнякового плато, крутые скальные обрывы высотой до 70 м, окаймлявшие большую часть периметра горы, наличие воды. В центре плато была возведена одна из крупнейших христианских базилик в Таврике. Имелись также пещерные храмы, обычно входившие в состав монастырских комплексов, возникших в XIV – начале XV вв. Именно в пещерных церквах сохранились произведения монументальной духовной живописи, хотя и сильно пострадавшие, особенно от варварства современных посетителей.

В Мангупе-Феодоро одним из наиболее впечатляющих является комплекс пещерного монастыря, расположенного в естественном гроте в вертикальном южном обрыве плато. В одной стороны грота расположены кельи, с другой – вырубной храм, который, вероятно, был усыпальницей членов знатной семьи. Здесь сохранились фрески.

В конце 1475 г. Мангуп после шестимесячной осады был захвачен турецкими войсками, однако и после этого там продолжали функционировать христианские храмы и монастыри. Последних, правда, стало значительно меньше по сравнению с предшествующим периодом. Это относится, прежде всего, к пещерным обителям и храмам. В то же время наземные церкви поддерживались, а некоторые, разрушенные во время завоевания, были восстановлены.

В настоящее время в пещерных храмах Мангупа проводятся богослужения.
 

 

Тепе-Кермен (в долине р. Качи, в 7 км от Бахчисарая)

 

Тепе-Кермен (в долине р. Качи, в 7 км от Бахчисарая) Тепе-Кермен (в долине р. Качи, в 7 км от Бахчисарая)
Тепе-Кермен (в долине р. Качи, в 7 км от Бахчисарая) Тепе-Кермен (в долине р. Качи, в 7 км от Бахчисарая)

 

В 7 км на юго-восток от Бахчисарая находится гора-останец (т.е. отдельно стоящая) Тепе-Кермен, что означает «холм-крепость», «крепость на вершине». Так же называется средневековый город на вершине горы, существовавший с VI по XIV в. Его площадь относительно невелика – около 1 га, но пещер здесь насчитывается более 250-ти.

Ученые предполагают, что здесь мог быть монастырь – на территории города много храмов. В северно-западном обрыве городища расположена т.н. «Церковь с ризницей» с высеченными нишами, каменной скамьей, могилами и греческой надписью. Здесь сохранились три колонны с капителями. В западной части Тепе-Кермена находится «Церковь с баптистерием», где имеется крестовидная купель. На краю плато рядом с храмом - вырубленные в камне гробницы и усыпальницы.
 

Бакла (в 2,5 км от с. Скалистое)

 

Бакла (в 2,5 км от с. Скалистое) Бакла (в 2,5 км от с. Скалистое)

 

Бакла – самый северный пещерный город в Крыму. Точное время его основания неизвестно, но первые захоронения относятся к IV в. н.э. Это средневековый феодальный комплекс: замок с примыкавшим к нему незащищенным поселением.

Погибла Бакла, скорее всего, в результате набега татаро-монгол в 1299 г. Здесь еще можно увидеть следы улиц, зерновые ямы, остатки крепостных стен, высеченные в скалах могилы… В два яруса расположено около ста пещер.

На западной окраине Баклы сохранились остатки большой церкви и четырехугольных склепов, высеченных в скале. В стенах храма выдолблены рисунки: кресты, силуэты рыб и кораблей. Имеются и другие пещерные церкви.

Бакла интересна и в геологическом отношении – скалы городища покрыты множеством ячеистых углублений, это т.н. сотовое выветривание; в известняках можно увидеть раковины ископаемых устриц, морских ежей, других морских обитателей древнего моря, существовавшего здесь более 50 млн. лет назад.